Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Региональное исследование качества образования в 5-6 классах

Предмет исследования - уровень читательской грамотности школьников.

_590-1.jpg

Учащиеся пятых и шестых классов общеобразовательных организаций Севастополя станут участниками очередного регионального исследования качества образования (РИКО).  Предметом исследования в этот раз станет уровень читательской грамотности школьников.

Исследование пройдет с целью оценить у школьников указанной возрастной категории уровень сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные, а также умений работать с информацией, представленной в различной форме, в частности-использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Исследование проводится в соответствии с графиком региональных мониторинговых исследований качества образования в городе Севастополе в 2019 году, утвержденным Департаментом образования и науки г. Севастополя.  Дата его проведения - 3 декабря 2019 года.

Для участия в РИКО общеобразовательным организациям необходимо было подать заявку. Заявленное количество участников исследования - 880 учащихся 5-6-х классов из восьми школ Севастополя. Рекомендованное время для   проведения  диагностической процедуры - второй-третий уроки. 

Задания диагностической работы призваны оценить у детей общее понимание текста, умения обобщать и интерпретировать информацию, выделять основную мысль текста, определять по содержанию текста значение незнакомых слов, делать выводы.

На выполнение диагностической работы школьникам отводится 40 минут. Для инструктажа учащихся и подписи диагностической работы отводятся дополнительные 5 минут.

Демонстрационные версии  диагностических работ позволят  ознакомиться с примерами заданий и оценить их уровень сложности.

Данное исследование проводится в рамках подготовки к проведению Общероссийской оценки по модели PISA. В которой примет участие и Севастополь в 2024 году. И сегодняшние шестиклассники  могут стать  участниками этой важной оценочной процедуры.

Оценка будет  проводиться на компьютерах. В оценке примут участие все обучающиеся образовательной организации, попавшей в выборку, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса). Для проведения процедуры должны быть обеспечены технические условия, включая необходимое количество компьютеров для одновременной посадки всех отобранных участников.  Выполненные участниками исследования задания  будут оцениваться российскими экспертами. 

 

Общероссийская оценка по модели PISA основана на использовании технологий и решений проекта PISA For Schools. Основная идея проекта состоит в применении измерительных материалов и шкал оценивания, применяемых в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), для оценки качества образования в российских школах.

Напомним, PISA является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Отметим, что оценка читательской грамотности постоянно находится в центре внимания в исследованиях PISA. Специалисты убеждены, что овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

PISA определяет термин «Читательская грамотность» как понимание текстов, их использование, оценка, умение делать выводы на основе текстов и взаимодействие с ними для достижения своих целей, расширения своих знаний, раскрытия потенциала и для участия в жизни общества.

 Согласно концепции оценки читательской грамотности PISA, важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются те, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Тест PISA оценивает следующие читательские умения:

  • Найти доступ к информации и извлечь ее.
  • Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя.
  • Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель пользуется  информацией.

С примерами заданий для оценки сформированности читательской грамотности по различным ее аспектам можно ознакомиться на сайте Центра оценки качества образования ИСРО РАО: http://centeroko.ru.

 

 С методические материалами, разъясняющими концепцию проведения мониторинговых исследований PISA, подходы к к оценке читательской грамотности вы найдете по ссылкам ниже:

 Система оценки читательской грамотности в цикле исследования PISA 2018 года;

Основные подходы к оценке читательской грамотности;